Рим – столица Италии и области Лацио, крупнейший в стране и один из самых посещаемых городов в мире. Легендарный “вечный город” расположен на семи холмах, по обеим сторонам реки Тибр, недалеко от Средиземного моря. Находящийся в пределах его территории город-государство Ватикан является всемирным центром католической церкви.
Трудно сказать, что запомнится больше всего в этом захватывающем дух городе – надменная роскошь Ватикана, бессмертный Форум, безумная скорость итальянских автомобилей, огромное количество кошек в Колизее, пытающихся перейти через перекрёсток или принесённый Вам счёт за эспрессо. Вечная магия Рима заключается в умении сочетать древнее и современное. Империи возвышались и переживали упадок, старые боги сменялись новыми, но Рим остаётся Римом.
Рим – город живых и незабываемых образов: вид очертаний города на рассвете с самого высокого холма города – Яникула, колонны и руины храмов Римского Форума, купол собора Св. Петра на фоне ярких багряных красок заката – всё это оставляет в памяти глубокий след.
Виды итальянской столицы – не единственное её очарование. Рим также является и городом звуков, начинающихся рано утром со звона церковных колоколов, призывающих верующих на мессу, и сливающихся в многообразие городской симфонии на протяжении дня. Улицы наполняются машинами, такси и мотороллерами, чьи гудки постоянно раздаются то там, то тут. По тротуарам спешат на работу служащие; а магазины по сторонам улиц поднимают защитные рольставни и решётки с невероятным шумом, внося свой вклад в музыку пробуждающегося города.
Отдав должное культуре города, побродив по развалинам Колизея, испытав благоговейный страх перед Пантеоном, осмотрев Базилику Св. Петра и бросив монетку в Фонтан Треви, можно, наконец, сделать паузу и с наслаждением погрузиться в очарование римского вечера. Сидя в одном из многочисленных кафе, можно наблюдать, как летние сумерки передают закатные тона, как алый цвет перетекает в золотой и медный до того, как ночь войдёт в свои права. С этого момента пробуждается другой Рим, рестораны и кафе становятся ещё более оживлёнными, особенно те, что находятся на древних площадях или вдоль узких аллей в районе Трастевере. После ужина можно спокойно прогуляться вдоль фонтанов или по площади Навона, ощущая всю прелесть римской ночи.
“Вечный город”, “Город на семи холмах”, “праматерь городов” – какими только именами и эпитетами не награждали древний город за почти три тысячи лет его существования. А еще заметили, что если название города – Roma – прочесть наоборот, то получится Amor – любовь, что, впрочем является удивительно справедливым совпадением.
В Рим ездили всегда. Не зря ведь и по сей день считается, что <все дороги ведут в Рим>. Сюда приезжали за вдохновением. В XIX в Рим буквально хлынул поток поэтов и художников всех национальностей, среди которых были Гете, Стендаль и Генри Джеймс. Древнеримские руины восхищали знаменитых английских романтиков – Байрона, Китса и Шелли.
В Риме черпали вдохновение многие русские писатели, художники и композиторы. Гоголь, Батюшков, Погодин, Тургенев, Герцен, Некрасов, Чайковский – череда имен великих мастеров русского искусства, прошедших через Рим и сраженных его величием и красотой, поистине бесконечна.
Безусловно, центр притяжения Рима – его древние руины. <Вечный Рим – тут>, – утверждал Герцен, озирая то, что осталось от Колизея и Римского Форума. Символ величия и могущества Рима на протяжении многих веков, Колизей являлся местом, равным которому по накалу кипевших там страстей просто не было: проходившие на арене Колизея гладиаторские бои не на жизнь, а на смерть держали в напряжении десятки тысяч зрителей. Римский и Императорские форумы – свидетели возвышения и падения Римской империи – и сегодня поражают остатками былого великолепия.
Рим, как мировая “столица” католицизма, всегда ассоциировался с церковью и папским престолом. Это нашло свое отражение и в архитектуре римских базилик, великолепных по своей архитектуре и внутреннему убранству.
Рим даже не понес существенных повреждений во Второй мировой войне. Гитлер отказался от планов подрыва мостов через Тибр не желая прослыть разрушителем Рима. Однако Бенито Муссолини, считавший, что <все просто живописное должно быть выброшено, чтобы уступить место для величия, чистоты и красоты столицы>, оставил след в архитектурной планировке города: в чисто имперском стиле он приказал прочертить по карте города новые магистральные улицы Corso del Risorgimento и Via dei Fori Imperiali, под которой оказались погребены многие постройки Императорских форумов.