Турки называют этот город — «ешиль Бурса» («зеленая Бурса»). Сравнение с изумрудом буквально лежит на поверхности, потому что и город, и ближайшие окрестности утопают в зелени самых разных оттенков. Это густой зеленый цвет лесов, которыми покрыты склоны горы Улудаг, и ярко-зеленый цвет фруктовых садов. Каждому, кто захочет приехать в Бурсу, нужно знать, что именно в этом месте растут огромные, необыкновенно ароматные и обладающие незабываемым вкусом персики — шефтали. Не случайно в турецком языке существует выражение «взять персик», которое употребляется в переносном смысле и означает — «вкусить поцелуй».
Однако древние ценили изумруд не только за цвет и богатство оттенков, но и за его скрытые магические свойства. Так и для турок Бурса ценна не только своей красотой. Прежде всего, это первая столица османского государства, колыбель, взрастившая его основателей.
На месте, где стоит современный город, люди начали селиться давно.
Город Бурса располагается на территории исторической области Вифиния. Античные источники предоставляют противоречивые свидетельства о том, кому принадлежит заслуга основания города у подножия горы Малый Олимп, как называли Улудаг в древности. Греческий географ и историк I в. до н. э. Страбон утверждал, что основателем города был царь Лидии Крез, чье имя, благодаря обладанию несметными богатствами, стало нарицательным. По свидетельству Плиния Младшего, наместника Рима в Вифинии, город был основан знаменитым Ганнибалом из Карфагена, сразу после того, как тот нашел пристанище у царя Вифинии Прусия I. Эта версия представляется более убедительной, потому что первое название города было Пруса, что соотносится с традицией давать новым поселениям имя правящего монарха.
Однако Бурса — не только колыбель Османской империи. Есть и еще одно лицо у этого города. К концу XIV в. Бурса превратились в «узловой пункт» торговых дорог Анатолии. Новые пути соединили ее с крупными портами Эгейского моря. А когда Баязид I включил в состав своих владений средиземноморские города, Анталью и Аланью, в Бурсу стали поступать товары из Индии и арабских государств. Османские султаны старались установить свой контроль над старыми караванными путями и обеспечить на своей территории безопасность иностранным купцам. В Бурсу ежегодно стали приходить многочисленные караваны с товарами из Ирана. Так, расцвету Бурсы во многом способствовала торговля иранским шелком. В XV в. этот товар пользовался огромным спросом в Европе, и Бурса превратилась в буквальном смысле слова в международную ярмарку сырья. Кроме того, сюда везли мускус и ревень из Средней Азии, фарфор из Китая, пряности из Индии. Из Европы, в свою очередь, доставляли шерстяные ткани, парчу и бархат, а также серебряные и золотые изделия, пользовавшиеся большим спросом у иранских купцов.
В самой Бурсе было налажено и успешно развивалось производство шелковых тканей. Так называемый «брусский шелк» славился по всему Ближнему Востоку и был известен в Европе. Французский поэт, Теофиль Готье, любовавшийся брусскими шелками на рынках Стамбула и восхищавшийся тонкостью ткани и изысканностью оттенков, писал, что «они отливают серебром, как вода при лунном свете».
Прекрасно осознавая, какие выгоды сулит государству развитие торговых связей, османские султаны, со своей стороны, оказывали поддержку коммерческим учреждениям Бурсы. Здесь, как и в других городах, строились имареты — комплексы, состоящие из религиозных, благотворительных и торговых учреждений. В центре города еще при Гази Орхане возник торговый квартал, который развивался и разрастался в течение многих лет уже при других правителях. Ядром квартала, по традиции, был огромный бедестан, возведенный при Баязиде Молниеносном. На улицах, расположенных по соседству с Крытым Рынком, строились ханы — средневековые коммерческие центры, в которых были предусмотрены склады, лавки, специальные помещения для заключения сделок, гостиницы. Один из наиболее крупных, Коза Хан, специализировался на торговле шелком.
Не меньше, чем брусские шелка, славились бани Бурсы. Первые из возведенных в городе бань и сейчас располагаются в районе термальных источников Чекирге. Так называемые Старые Бани («Эски каплыджа») были построены еще при императоре Юстиниане и перестроены при Мураде I. Новые Бани («Ени каплыджа») были возведены по инициативе Рюстема-паши, великого визиря и зятя султана Сулеймана I в 1552 г.